Статьи для учителей математики
4.05.2019. Читаем электронные издания об образовании.
1) Васильева предложила отказаться в педвузах от бакалавриата, назвав "вакханалией" ситуацию в педвузах, как-будто не она виновата в этой ситуации;
2) Реакция на слова О.Ю.Васильевой в виде статьи "О разнице между словом и делом".
2) Учителя обвинили Министерство просвещения в махинации со статистикой, из которой все узнали, что О.Ю.Васильевна считает, что учителя физики вполне могут вести и биологию. А так же всех удивила статистика, из которой следует, что все российские школы, включая сельские, укомплектованы педагогами на 99%. Олег Смолин, первый зампред Комитета по образованию и науке ГД, приводит другую статистику: в 48% школ не хватает учителей, особенно преподавателей математики, иностранного языка, русского языка и литературы.
3) Минпросвещения РФ: Учителю необязательно иметь профессиональное педагогическое образование. На сайте Общероссийского народного фронта (ОНФ) опубликовали официальный документ с разъяснения Минпросвещения России о применении требований профстандарта к образованию учителей, в котором отмечено, что учителю при наличии среднего профессионального или высшего образования в своей предметной области не обязательно иметь диплом педагога.
16.04.2019. Нашла на сайте "Педсовет" интересную статью, которая называется "Математика «на пальцах» и с улыбкой: новые подходы в преподавании классического предмета" и подтверждает, а также научно обосновывает некоторые наши взгляды об обучении математике:
1) ребенок при обучении математике должен двигаться от успеха к успеху, а учитель показывать ребенку его продвижение;
2) обучать необходимо в русле позитивной педагогики, отмечая успехи и победы. Учителям пора прекратить жаловаться на учеников и ставить в известность родителей о проблемах ребенка в школе. С проблемами обучения должны справляться профессионалы;
3) на семинарах мы постоянно говорим о правилах рассадки учеников в классе, о приемах работы, при которых ученики двигаются в ходе всего урока;
4) мы не работали с сенсорными панелями, но показываем, как включать работу рук при изучении различного математического материала;
5) приводим из учебника и из практики работы примеры математических шуток, софизмов, ошибки в утверждениях и заданиях, которые ученики с удовольствием выполняют. Также подчеркиваем необходимость творческой эмоциональной обстановки на уроке для изучения предмета с интересом.
Этот вопрос обсуждался в Общественной палате, а о результатах пишет журнал "Столичное образование". Ответ на этот вопрос всем известен, но проблема пока не решена.
2) Интересный вопрос обсуждался на Х Петербургском форуме: "Чего больше пользы или вреда от цифровой школы?" Результат опубликовало Информационное агенство "Красная весна" в статье под названием "Цифровизация против социализации. Педагоги поспорили о перспективах школы".22.12.2018. Статьи, опубликованные 20.12.2018 г. об образовании в Интернете, с которыми полезно познакомиться:
1) Интересная статья о Российском образовании опубликована 20.12.2018 в общероссийской общественно-политической газете "The Moscow Post".
2) В газете "Новые известия" 21.12.2018 опубликована тоже интересная статья, посвященная учебникам.
3) В газете "Вести образования" опубликована 20.12.2018 статья "Процедуру экспертизы учебников назвали несовершенной".
4) И другие нелестные статьи о современном состоянии рынка учебников в России от 20.12.2018 читайте в Интернете.
03.07.2018. Много раз отвечала на вопрос: "Почему нельзя учить современных школьников математике по старым учебникам", которые до сих пор называют самыми лучшими на самом высоком уровне, на уровне Министерства просвещения. Нашла статью на сайте "Педсовет" от 08.06.2018 под названием "Очевидное-невероятное: хороших учебников у нас нет и больше не будет!", где приведены цитаты из старых учебников, и речь идет о новых. К нам обратилось одно из издательств с просьбой опубликовать книгу К.С.Муравина "Самостоятельные и контрольные работы по алгебре". Мы посмотрели уровень трудности заданий и поняли, что многие из них технически не по силам современным школьникам, т.е. за годы реформ и обновления содержания в нашей стране значительно снизился уровень преподавания математики в школе и продолжает снижаться. Министерство просвещения пропагандирует сегодня уход от бумажных учебников в сторону "Российской электронной школы", где нет системы знаний, контроля за размещенными материалами, а в результате очень много математических и дидактических ошибок. Эксперты жестко работают с печатными учебниками, но никто не смотрит данный электронный ресурс. Переход на электронный ресурс повысит качество математической подготовки школьников?
27.05.2018. 4 апреля 2018 г. была опубликована важная для семьи, у которых дети обучаются в школе, статья "Одна домашка на двоих: как родители сами отбивают у детей интерес к учебе". Мы на эту тему часто говорим с учителями на наших семинарах и вебинарах. А разговор нужно проводить с родителями. Родители, помогая своим детям выполнять домашнее задание, хотят сделать как лучше, а проблемы будут только увеличиться от класса к классу.В газете от 27.01.2018 Коммерсант.ru опубликована статья "Учебники положили на полку. Издателей школьных пособий ждет переэкзаменовка", в которой говорится, что третий раз откладывают экспертизу учебников, правда, всего на 10 дней. За это время придумают новую процедуру, которая должна сократить количество учебников в федеральном перечне. Почему никак не удается провести экспертизу? Потому что увеличивается количество учебников, поданных в Министерство образования и науки с положительными отзывами по педагогической, научной и общественной экспертизам. Сейчас в перечне 1,3 тыс. учебников, на экспертизу поступило 1852 учебника из 31 издательства. По старой процедуре все эти учебники должны оказаться в федеральном перечне, но политика министерства - уменьшать перечень учебников. Сейчас будет придумана процедура, которая должна будет не пропустить в федеральный перечень неугодные учебники. Обратите внимание, что каждый год за экспертизу издательства платят немалые деньги, а федеральный перечень не издается. Отличная кормушка! Школы не знают, что закупать. А кто посмеет громко возмущаться действиями Министерства?
В газете "Аргументы и факты" 4.04.2018 была опубликована статья "Неподходящие учебники? 1805 пособий направили на дополнительную экспертизу", которая должна была пройти в течение месяца. Журналисты рассчитали стоимость этой работы 455 млн рублей и объем работы в день - 32 720 листов формата А4 в день. В результате качество этой работы вызывает большие сомнения даже у людей далеких от экспертизы учебников.
В догонку этой статье вышла еще одна интересная статья, которая так и называется
"НЕДОВЕРИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"
Пишут ее авторы учебников литературы. Почитайте - это интересно.
Неожиданная статья о комплектовании Федерального перечня учебников и выведении миллиардов рублей издательством "Просвещения" в офшоры на Кипре.
Осенью этого года в 13 регионах пройдет апробация новой модели оценки знаний и умений учителей русского языка и математики. В апробации примут участие 300 школ и не менее 4000 педагогов. Сообщили в Рособрнадзоре «Российской газете».
В статье
«Модель уровневой оценки компетенций учителей и ее апробация в 2017 году», которую предложили сотрудники РГПУ им. Герцена, в комментариях опубликовано открытое письмо министру образования и науки РФ Васильевой О.Ю., руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Кравцову С.С., председателю Общероссийского профсоюза образования Меркуловой Г.И., и.о. ректора РПГУ им. А.И.Герцена Богданову С.И.
В "Учительской газете" от 9.01.2018 опубликована статья "Рособрнадзор назовет школы, в которых необъективно проводятся Всероссийские проверочные работы".
Прочитайте комментарий А.В. Шевкина, к которому хочется добавить, что сокращение часов на математику и разнообразные изменения в содержании курса и в методике его преподавания снижают успешность изучения не только смежных с математикой, но и гуманитарных предметов.
Статья о Международном исследовании учителей 5-9 классов.
Единый учебник и как на этом заработать чиновнику
Опубликована 17 июля 2017 г.
"Все столичные гимназии и лицеи разжаловали в простые школы".
В статье "Теряем способности" на вопросы о математических олимпиадах, их истории и результатах отвечает Сергей РУКШИН, профессор РГПУ имени Герцена, замдиректора Президентского физико-математического лицея № 239, основатель и директор знаменитого Городского математического центра для одаренных школьников.
Прочитайте еще одну статью Олега Макаренко в РИА Новости
Муравин Г.К., Муравина О.В. Особенности содержания и методического аппарата учебно-методического комплекса по математике с 1 по 11 классы Г. К. Муравина, О. В. Муравиной в контексте ФГОС.
Муравин Г.К., Муравина О.В. Концептуальные основы учебно-методичес- кого комплекта Г.К.Муравина, К.С.Муравина, О.В.Муравиной по математике для 5–11 классов / Традиции гуманизации и гуманитаризации математического образования. Тезисы докл. международ. конфер., посвящен. памяти Г.В.Дорофеева. 21-22 июня М., 2010. С.95-100.
Муравина О.В. Дистанционно-очные курсы повышения квалификации учителей, проводимые ФИРО совместно с региональными ИПК/ ХХ-я междунар. конфер. «Применение новых технологий в образовании» 26-27 июня 2009 г. – Троицк, 2009. С.371-374.
Муравин Г.К., Муравина О.В. Принцип разделения трудностей при изучении курса математики средней школы/ Международная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность в образовании». – М. : ИРОТ, МАНПО, 2008. С.270-271.
Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? //Инновации и эксперимент в образовании. 30.08.08
Муравин Г.К. Формула развития. Интервью с автором учебно-методического комплекта по математике для 5-11 классов Г.Муравиным// Вестник учебной и детской литературы. 2006. №1. С.10-11.
Муравин Г.К. Некоторые аспекты подготовки школьников к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ // Вестник учебной и детской литературы. 2006. №1. С.10-11.
Муравин Г.К., Муравина О.В. Комплексные числа// Математика для школьников. 2006. №1. С.47-55.
Муравин Г.К., Муравина О.В. Учебники, по которым легко учить и интересно учиться // Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете "Первое сентября". 2005. №8. С.37-38.
Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы" // Математика в школе. 2005. №8. С.32-37.
Муравин Г.К., Муравина О.В. Организация профильного обучения по учебникам по учебникам Г.К.Муравина, О.В.Муравиной «Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы»// Всероссийская научно-практическая конференция «Психодидактика высшего и среднего образования». В 2-х ч. Ч.2.– Барнаул: БГПУ, 2004. С.9–12.
Муравин Г.К., Муравина О.В. Арифметический способ решения текстовых задач в 7 классе// Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете "Первое сентября". 2004. №18. С.6-10.
Муравин Г.К., Муравина О.В. Принцип разделения трудностей при изучении курса математики средней школы/ Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. Сб. статей. – М: Прометей, 2003. С.82–84.
Статьи для учителей начальных классов
Муравина О.В. Концептуальные основы учебно-методического комплекса по математике для 1–4 классов Г. К. Муравина, О. В. Муравиной // «Естественно-научное и математическое образование: современные методики и инновации, опыт практического применения». Всероссийская заочная научно-практическая конференция, 20 ноября 2014 года – М.: ДРОФА, 2014 – С. 76.
Муравина О.В. Использование электронных и компьютерных игр в дошкольном возрасте/ Междунар. научно-практич. конференц. «Инновационная деятельность в дошкольных учреждениях. 9 апреля 2009 г. – М., 2009. С.269-273.
Муравина О.В. Проблемы подготовки педагогов к предшкольному обучению детей дошкольного возраста/ Матер. междунар. пед. чтений «Урок в современном образовательном учреждении: теоретические модели, инновайионный опыт, факторы и условия эффективности».– Волгоград, 2008. С.637-640.
Муравина О.В. Принцип разделения трудностей при изучении курса математики в начальной школе.
Муравина О.В. Диагностика уровня сформированности математических представлений у дошкольников/ Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. Материалы междунар. научно-практич. конф. – М.: Российский университет кооперации. 2008. С.198-202.
Муравина О.В. Диалог учителя с учениками при решении задач в 1 классе/ Начальная школа. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». 2003. №47. С.2–5.
Муравина О.В. Уроки математики в 1 классе в личностно ориентированной технологии обучения/ Начальная школа. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». 2002. №4. С.5–12.
Интересные статьи других авторов
Как привить детям любовь к чтению? Разные способы предложены в статье "Любовь к чтению через стыд" в интернет-газете "Газета.RU".
О. В. Бощенко, учитель математики МОУ СОШ №129 г. Волгограда.
Легко учить, интересно учиться // «Естественно-научное и математическое образование: современные методики и инновации, опыт практического применения». Всероссийская заочная научно-практическая конференция, 20 ноября 2014 года – М.: ДРОФА, 2014 – С. 6.
Математика-- это интересно!
Убрать ручки. Обсуждается проблема обучения грамоте учеников с помощью ручки и тетрадки или компьютера.